Золото адмирала Колчака на Байкале

Легенда о золоте адмирала Колчака на Байкале на Кругобайкальской железной дороге берёт своё начало с далёких времён гражданской войны в России в начале 20 века. Золото Колчака, на самом деле, являлось частью золотого запаса Российской империи.

Во время первой мировой войны часть золотого запаса России ушло на обеспечение кредитов английских банков на закупку оружия для Российской армии. Оставшаяся часть золота хранилась в Петербурге. Для обеспечения сохранности казны решено было переправить её в другие города России – подальше от фронтов войны.

Фото: Википедия

В итоге более половины золотого запаса царской России к 1918 году оказалось в Казани. С началом гражданской войны разгорелась ожесточённая борьба за золото царя. Белыми и красными были предприняты попытки захватить золото.

Захватить золото удалось белым. В августе 1918 года отряд Каппеля захватил Казань – золото оказалось в руках белогвардейского движения. В распоряжении белых оказалось более 500 тонн золота, не менее 750 ящиков серебра, платина, 100 миллионов рублей кредитными знаками, другие ценности. К концу 1918 года золотой запас России поступил в Омск. В Омске к этому времени обосновалось правительство адмирала Колчака.

Между тем гражданская война в России продолжалась. Белые войска отступали. К концу 1919 года Колчак был вынужден покинуть Омск. Для эвакуации правительства и золотого запаса были снаряжены несколько поездов и бронепоезд.

Роковое значение для Белого движения и в жизни Колчака сыграли Чехословацкие части. Чехословацкий корпус состоял из пленённых во время первой мировой войны чехов и словаков, пожелавших воевать на стороне России против Германии и Австро-Венгрии. В ходе гражданской войны Чехословацкий корпус принимал участие в военных действиях против Красной армии.

В 1919 году чехословацкие части по сути дела захватили Сибирский железнодорожный путь (ныне Транссиб). К этому времени первая мировая война закончилась поражением Германии и Австро-Венгрии. После распада Австро-Венгрии при поддержке стран Антанты была создана Чехословацкая Республика. Командование корпуса приняло решение о начале эвакуации частей по Транссибу через Владивосток во Францию.

Колчак оказался заложником белочехов и Антанты. Поезда Колчаковского правительства были лишены возможности свободного передвижения, поскольку буквально упёрлись в эшелоны чехословаков. Тем временем красные под угрозой взорвать тоннели на Кругобайкальской железной дороге потребовали выдачи Колчака и золотого запаса.

Фото: Википедия

Красные пообещали не препятствовать их продвижению на восток. Белочехи расплатились с красными за возможность вернутся на родину Колчаком и золотым запасом.

Однако, в июне 1921 года Народный комиссариат финансов РСФСР составил справку о сотоянии золотого запаса. Из справки следует, что во время нахождения запаса в руках белогвардейского правительства он сократился на 182 тонны. Во многих ящиках вместо золота оказались кирпичи и камни.

Легенда гласит, что часть золотого запаса всё же была вывезена белочехами из Иркутска. По пути следования на Кругобайкальской железной дороге один из поездов с золотом потерпел крушение. Вагоны с золотом пошли на дно озера Байкал. Глубина Байкала в этих местах достигает 1400 метров, а берег во многих местах представляет собой почти отвесную скалу.

Старожилы свидетельствовали, что в 1920 году эшелон чехословацкого корпуса, якобы, потерпел крушение из-за падения на него огромного валуна, устроенного красными. После крушения хвостовая часть поезда упала в Байкал. Местные жители были участниками поднятия с небольшой глубины части груза и золота из эшелона.

В августе 2009 года на Южном Байкале работала экспедиция глубоководных обитаемых аппаратов Мир. Аппараты Мир совершали погружение около 90 километра Кругобайкальской железной дороги. Во время погружения экипаж аппарата Мир обнаружил на глубине около 700 метров остатки вагона. Часть обломков удалось поднять на поверхность. Предположительно обломки являются частями вагонов и ящиков начала ХХ века.

Вот что об этом говорит Евгений Черняев, командир Мира, Герой России: «Мы нашли обломки вагона. Вся рама смята. Видно дверцу с окном, а если подниматься выше, то видны части - то ли крыша, то ли боковая обшивка».

В августе 2010 года при погружении возле 81 километра Кругобайкальской железной дороги Мир-2 совершил ещё одну находку на глубине около 400 метров. Об этой находке рассказал участник погружения, вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов:

«После обнаружения на глубине почти 1000 метров фрагментов металлических конструкций, похожих на фермы железнодорожного моста КБЖД, аппарат начал подъем по береговому склону, покрытому осыпными породами. На этом склоне были найдены 4 бруска с характерным золотым блеском, зажатые в расщелине на осыпи. Мы смогли максимально приблизиться к находке, но так как осыпь - очень подвижная структура, то любые действия манипулятора приводили гравий в движение. Манипулятор не смог дотянуться до находок, но мы зафиксировали точные их координаты».



Видео: Телестудия Роскосмоса

Ольхон
Турбазы на Байкале
Отдых на Байкале
Карта Байкала
Байкал фото
Озеро Байкал
Погода на Байкале
Аршан
Аэропорт Иркутск
Природа Байкала
Байкальск
Листвянка



© krugobaikal.ru 2009-2019, Озеро Байкал и окружение Байкала
О проекте | Партнёры | Ссылки | Путеводитель по сайту | Контакты | Реклама на сайте | Владельцам заведений и компаний

Rambler's Top100